С писателем Михаилом Александровичем Зуевым, человеком очень начитанным, остроумным, разносторонним,  я познакомилась на работе.  Михаил Александрович является членом ЛИТО им. Кедрина, членом Союза писателей России, автором пьес, рассказов, очерков, повестей.

Интервью получилось объемным, очень интересным. Разговор был не только о литературе, но и о живописи, мы также затронули разные философские вопросы.  

Михаил Александрович, что значит для вас писательство?

Это творческое самовыражение, общение с миром, желание получить от мира обратную связь, или что-то другое?
Для меня, скорее дело не в том, чтобы писать, а в том, чтобы создавать что-то новое, что способствует и самоутверждению. Либо ты плывешь по течению, либо ты пытаешься что-то сам придумать. А если тебе за это еще и платят, то вообще замечательно!
Всегда чувствуется большая разница между людьми, которые делают что-то из удовольствия, в качестве хобби (живописцы, писатели и т. п.), и профессионалами. Профессионал вполне может писать хуже любителя. Просто профессионал умеет продавать свой труд и живет за счет творчества.
Я знаю людей, мастеров своего дела, которые не умеют продавать свои творения, и в сегодняшнем мире им неуютно. Обидно, что в итоге результаты твоего труда оцениваются не по каким-то объективным, как ты считаешь, критериям, а в соответствии с законами рынка, на котором качество сделанного всего лишь один, не самый важный, слагаемый успеха. Нет знаменитого лермонтовского суда: «Есть грозный суд: он ждёт; Он недоступен звону злата…».
Следует разделять творчество и искусство. Творчество можно применять и при готовке на кухне. Искусство — более широкое понятие, это плод целенаправленного творчества. Раньше говорили, что искусство — это способ познания мира. Но это только одна из его функций. Есть например искусство как терапия, как способ привлечь к себе внимание, как желание как-то повлиять на окружающую действительность, а есть искусство просто как профессиональная деятельность.


Какие художники вам нравятся?


Люблю Евсея Евсеевича Моисеенко, Георгия Нисского, Дейнеку. Социалистический реализм в живописи с годами все больше завоевывает себе поклонников и все яснее показывает свое огромное значение для мировой культуры.


Вам нравится картины в стиле соцреализма?


Соцреализм — это явление очень сложное. Деятели современного искусства, западные пропагандисты плюются при слове «соцреализм», говорят, что, мол, что художники рисовали, как партия велела. Да, возможно. В литературе так и было, часто это была агитация, мало общего имевшая с реальностью. Но, например, у Зощенко, на мой взгляд, очень реалистичные картины жизни того периода.


Как вы думаете, зависит ли уровень поэзии от мелодичности языка?


Восприятие литературы и живописи происходит совершенно по-разному. Картину ты сразу видишь, и она либо нравится тебе, либо нет. А книгу нужно прочесть. При чтении мозг работает сложнее, чем при визуальном восприятии. Может, поэтому в 1930-е было много репрессированных писателей, но почти не было репрессированных художников.
На портале «Стихи.ру», более миллиона авторов. А это показывает, что у нас литературоцентричное общество и поэзия имеет большее значение, чем, скажем, на Западе. Для нас мысль, изложенная хорошими стихами, звучит гораздо убедительнее, чем выраженная прозой. Может, чем более рациональным, бизнес-ориентированным становится общество, тем меньше значат литература и поэзия.
Сегодня какой вид поэзии больше распространен, особенно среди молодежи на Западе? Это либо песня, либо рэп. У нас пока не так. Может быть, это связано также с системой образования, его направленностью.  

Как вы думаете, зависит ли уровень поэзии от мелодичности языка?

От языка зависит, но зависит ли от уровня мелодичности, я не знаю. Вот, например, у греков мелодичный язык. У древних римлян — не совсем. Это зависит оттого, на какую букву чаще кончается слово, на гласную или согласную. Если на согласную, как в немецком, то язык менее мелодичный. Если на гласную, как в итальянском — более мелодичный. У греков поэзия была, а рифмы не было. Так же было и у римлян. Рифма появилась только в средние века, когда монахи начали писать.

В южноиндийской культуре поэзия на очень высоком уровне. А если взять, например, Калмыкию, мы видим, что развитие языка привело к уменьшению количества гласных. Я читал воспоминания Семена Липкина, который перевел на русский язык героический народный калмыцкий эпос «Джангар».  Он был озадачен, как его петь на калмыцком при таком обилии согласных.  Липкин поехал в Калмыкию и попросил джангарчи (прим.: певцы, исполняющие главы из эпоса) напеть. И оказалось, что гласные, выпавшие из разговорной речи, появляются в песне. Как во французском языке. 

В будущем книги в классическом бумажном варианте могут исчезнуть из нашей жизни? Сейчас книги заменяются планшетами, телефонами, аудиокнигами.

Ни одно явление, которое появлялось в жизни человечества, не исчезает. Да, книг может стать меньше, но они будут.  Развитие общество в общем приводит к тому, что у людей становится больше досуга и он становится разнообразней. Может, и чтение бумажных книг со временем станет аристократическим времяпрепровождением.

Как происходит процесс написания книги?

По-разному. Я люблю пользоваться какими-то заготовками и потом редактировать, чем писать с чистого листа, это очень экономит время. С последней повестью «Полуостров», объемом около 100 страниц, написанной в соавторстве, так и получилось, половина работы уже была сделана. Я взял готовые куски, переставил, отредактировал, убрать лишнее, сделал связки между кусками и подпустил мистики. Всё это я проделал за месяц, пока болел ковидом, а потом в течение полутора лет еще понемногу правил. У меня сейчас версия где-то 26-я по счету (смеется). Получилось неплохо

А теперь представьте, что хотите написать роман на триста страниц. Как его писать, избегая штампов? Правила творчества таковы, что ты не можешь повторяться. Абулькасим Фирдоуси в поэме «Шахнаме» описал триста шестьдесят пять рассветов, ни разу не повторившись. А очень часто читаешь книгу какого-нибудь профессионала и видишь постоянные повторы и клише. Видимо, автор набирал листаж, заказанный редакцией, а читателю приходится страдать.

Какой совет дадите начинающему писателю?

Определиться, зачем вы хотите писать? Если заработать много денег, то учтите, что шансов разбогатеть меньше, чем играть в лотерею. При этом основными слагающими успеха будут огромный объём написанного и бесконечная переписка или общение с редакторами.  

Рекомендации начинающему писателю от автора 

О литературном творчестве

— Творческая деятельность, включая литературное творчество, — один из наиболее сложных видов труда человека. На него способны далеко не все, независимо от их желания, но, несмотря на это, сейчас в нашей стране:

— Хорошие поэты в тысячи раз менее востребованы, чем плохие бухгалтера. Обеспечить себе с помощью литературного творчества более-менее приемлемый заработок во много раз сложнее, чем найти на помойке фермуар с бриллиантовым колье. Устроиться дворником и ждать удачи надёжнее, чем пытаться заработать написанием стихов или рассказов.

— Успех и признание лишь на 20% зависят от качества написанного и на 80% — от других факторов: пробивной способности автора, круга его знакомств, уровня внелитературных доходов, конъюнктуры книжного рынка, моды, политики издательств и Интернет — изданий и того, что называется пиаром и раскруткой.

Тем же, кто, тем не менее, всё-таки хочет заняться литературным творчеством, можно дать несколько советов для повышения качества литературных произведений:

1.  Для занятий литературой нужны определенная склонность и талант. Как музыканту нужен слух, а художнику — хорошее цветовое зрение, так литератору нужно чувство языка. Талант не зависит от происхождения, образа жизни, социального положения, пола, возраста и других характеристик человека. Можно быть генералом, министром, космонавтом, кинозвездой, олигархом, академиком и писать хуже безработного алкоголика из соседнего подъезда.

2. Нужно быть начитанным, знать как классику, так и современных авторов. Это позволит избежать повторов, эпигонства, использовать находки других и не повторять их ошибок.

3. Нужно быть грамотным, писать без ошибок. Иначе придется тратить деньги на корректуру.

4. Если не знаете, с чего начать, начните с копирования того автора, который вам нравится. Со временем, может быть, разовьёте и свой стиль.

5. Начинайте с малых форм: четверостишие, заметка, афоризм, рассказ. Это проще и писать, и читать, и слушать, а также позволяет оттачивать стиль. Лучше написать два хороших рассказа, чем одну плохую повесть. Лучше написать один хороший сонет, чем плохую поэму.

6. Овладейте компьютерной грамотностью, используйте для своих целей Интернет, социальные сети. Литератор без компьютера обречён стать маргиналом и аутсайдером.

7. Будьте трудолюбивы, желательно писать каждый день хотя бы по часу, независимо от вдохновения, хотя бы по пути на работу. Если нет возможности писать, диктуйте на телефон, потом перепишете. Не всегда и не у всех, но нередко количество в конце концов перерастёт в качество.

8. Избегайте использования без крайней необходимости обсценной лексики, диалектизмов, неустоявшихся жаргонных слов и выражений, слов и выражений из иностранных языков без перевода. Учтите, что читательские предпочтения резко различаются в зависимости от пола, возраста, социального происхождения, уровня образования и других факторов. А в школе всех учат русскому литературному языку, который отличается от разговорного.

9. Избегайте избитых тем, как-то: библейские сюжеты, штампованные детективные и любовные истории, если только у вас нет материала, который мог бы внести что-то новое. О них написаны тонны книг сотнями авторов и очень велик риск бездарно повторить чьи-то мысли. Фокусируйтесь на актуальных проблемах и событиях, которые ещё эстетически не освоены, на новом и достоверном, на том, что хорошо знаете.

10. Помните, что законы искусства отличаются от законов жизни. Простое описание подлинных событий — не художественное произведение, а, в лучшем случае, мемуары. Рифмующиеся строки — еще не стихи. Законы искусства определяются закономерностями человеческого восприятия, работой мозга. Законы, по которым человек живёт, определяются обществом и природой.

11.  Учитесь и совершенствуйте мастерство, используя любые источники: чужие книги, фильмы, телевидение, рассказы знакомых, бытовые происшествия и прочее. Ведите дневник.

12.  Пробуйте новое: новые приёмы, новые темы, новые формы и т. п. Ведь вы творите, а не песочные куличики лепите.

13.  Обязательно читайте написанное вслух, даже если некому слушать. Это позволит выявить многие недочёты. Идеальный слушатель — образованный любитель художественной литературы в возрасте 20-50 лет. Если вещь понравится хотя бы трети слушателей — это уже успех. Мнение домашних ничего не стоит, если только они не профессионалы в области литературы.

14.  Прислушивайтесь к любой критике, не обижаясь на замечания. Хорошо, что кто-то вас вообще прочитал или выслушал. Умейте отделять критику незаслуженную от деловой. Зоил хочет, чтобы вы перестали творить, а конструктивный критик — чтобы вы творили лучше.

15.  Заводите знакомства в литературной среде, присоединяйтесь к семинарам и литературным объединениям. Полезно общаться с коллегами, слушать и читать, что они пишут. Общение стимулирует состязательность и творчество.

Член ЛИТО им. Кедрина, член Союза писателей России     Зуев М.А. ©️

Творческие фотопроекты